?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 September 2013 @ 06:16 pm
прекрасное педагогическое упражнение о неравном доступе к ресурсам  
пересказываю упражнение, придуманное и используемое Джудит Гиббонз из Университета Сент-Луиса, по ее заметке в Psychology of Women Quarterly в 2010 году (номер 2, сс.127-130).

на предыдущем занятии студентам задают прочитать два текста на тему неравного доступа к ресурсам, и обещают, что в следующий раз они поиграют в игру "про власть". для игры студентов делят на четыре группы равного размера (Гиббонз пишет, что оптимальный размер класса для игры - от 15 до 35 студентов). опоздавшие или "лишние" объявляются наблюдателями и получают задание описывать процесс.

каждая из 4 групп получает конверт с заданием и материалами. задание такое: из материалов в конверте (в основном разной цветной бумаги) сделать 5 фигур: белый квадрат 7 на 7 сантиметров; желтый прямоугольник 5 на 10 см; бумажную цепочку из 4 звеньев разного цвета; букву Т из зеленой и белой бумаги, 7 на 12 сантиметров; флаг 10 на 10 см из любых цветов. группам разрешено меняться материалами. закончившая первой группа выигрывает.

соль в том, что в конвертах лежат разные наборы. самое важное - линейка есть только в конверте одной группы. соответственно, в подавляющем большинстве случаев выигрывает группа с линейкой. по объявлении победителей преподавательница берет на себя роль телеведущей и берет интервью у победителей и у побежденных. затем в ходе групповой дискуссии она устраивает обсуждение четырех аспектов опыта игры: различное знание у групп в зависимости от их доступа к ресурсам; стереотипизирование; разница в поведении привилегированной и непривилегированных групп; чувства, которые испытывают привилегированные и непривилегированные участники.

в ходе "телеинтервью" становится очевидным разница в том, как разные группы конструируют свою картину произошедшего. когда выигравших спрашивают, почему они победили, те отвечают "мы хорошо работали в команде", "мы были очень изобретательны", "мы были хорошо организованы и хорошо вели переговоры". когда их спрашивают, почему другие проиграли, выигравшие отвечают, что те были неорганизованны или плохо умели договориться. линейка, естественно, не упоминается. зато когда после этого спрашивают о причинах такого результата остальные группы, они говорят о линейке, которая была только у выигравшей группы.

стереотипы, автоматически возникающие в ходе игры, хорошо проявляются в названиях, которые пост-фактум участники придумывают для себя и для других команд. команда с линейками выбирает для себя названия типа "Победители", "Звезды", "Победа", однако остальные команды называют их "Везунчиками", "Богачами" и "Жадинами". Себя другие команды называют "Нищебродами", "Предметом насмешек", "Понаехавшими" и "Дармоедами", а иногда названиями типа "Бедные, но работящие" или "Бедные, но изобретательные".

поведение команды с линейкой и других команд во время игры различается радикально, что удобно обсуждать с помощью данных, собранных внешними наблюдателями (опоздавшими и "лишними" студентами). например, члены команды с линейкой порой даже не встают из-за своего стола - все приходят к ним. члены этой команды считают свое поведение справедливым, а если они делятся линейкой после того, как им самим она стала уже не нужна, считают себя проявляющими благородство и щедрость. а вот команды с меньшим доступом ресурсов могут пытаться слезно просить линейку или даже пытаться ее украсть. описывая свои действия во время переговоров, они делают акцент на том, что просят очень вежливо. все эти различия, естественно, можно и нужно обсудить со студентами, проводя параллели с ситуациями из обычной жизни.

наконец, эмоции участниц и участников разных команд сильно различаются. команда с линейкой чувствует после игры удовлетворение, уверенность в себе и своих силах. другие же команды испытывают чувство беспомощности и бесполезности любых своих усилий. иногда эти чувства можно хорошо увидеть в том языке тела, который используют студенты.

завершается обсуждение игры тем, что студентам предлагается порассуждать самим на тему полученного опыта, проводя параллели с ситуациями неравенства в обычной жизни.

как показывает опыт Гиббонз, игра оказывает важное воздействие на студентов: ее продолжают обсуждать еще несколько недель после соответствующего занятия. Реакции студентов могут различаться в зависимости от их собственной позиции: например, студенты, принадлежащие к разным меньшинствам, используют опыт игры, чтобы анализировать собственный опыт в обычной жизни, а часть студентов инвестирует свои ресурсы в то, чтобы "опровергнуть" итог игры - они настаивают, что структурное неравенство может быть побеждено благодаря личным усилиям угнетенных. в любом случае игра предоставляет много конкретного материала, который позволяет студентам лучше увидеть структуры неравенства, окружающие их, и порой осознать не только закономерность тех чувств, которые они испытывают как угнетенные, но и открыть глаза на собственные привилегии и увидеть, как они раньше не замечали своих структурных преимуществ перед другими людьми.
 
 
 
Mary Xmasmaryxmas on September 29th, 2013 04:37 pm (UTC)
а. хорошая игра.
б. с возвращением.
takhristoltakhristol on September 29th, 2013 04:46 pm (UTC)
Как просто все гениальное! Большое спасибо за пост!
we must love one another or dieisya on September 29th, 2013 06:36 pm (UTC)
да, меня тоже очень очень воодушевило, когда прочитал - простая идея в общем-то, но прямо хочется попробовать такое что-то сделать просто уже по описанию :)
  КСТП(ОиУ): мышкиндksyuhin_i_ya on September 29th, 2013 05:06 pm (UTC)
рада видеть твои посты в ленте
dodoche on September 29th, 2013 08:21 pm (UTC)
Только почему студентов? Students в AmE - это уже сто лет как ученики.

Edited at 2013-09-29 08:21 pm (UTC)
we must love one another or dieisya on October 1st, 2013 03:42 pm (UTC)
на глупые вопросы не отвечаю :)
impudent_squawimpudent_squaw on September 30th, 2013 12:09 am (UTC)
Изя, привет, а дай ссылку на это))
we must love one another or dieisya on October 1st, 2013 03:42 pm (UTC)
привет!

ссылка вот: http://pwq.sagepub.com/content/34/1/127.full - но там подписка ж нужна (скорее всего)
impudent_squawimpudent_squaw on October 1st, 2013 07:31 pm (UTC)
Нашли уже, спасибо)) У них несколько странные реакции, это 1972й год))
umklaidetumklaidet on September 30th, 2013 04:08 am (UTC)
с возвращением
игра весьма показательна, да
спасибо
Peter Arkadiev: Petruspetrark on September 30th, 2013 08:33 am (UTC)
Здорово. А что, альтруистических побуждений у представителей группы с линейкой документировано не было?
we must love one another or dieisya on October 1st, 2013 03:43 pm (UTC)
как это не было. "мы же вам дали и даже бесплатно. (когда сами уже все сделали)".

собственно, ровно так и выглядит альтруизм привилегированных групп.
homers_wifehomers_wife on September 30th, 2013 09:40 am (UTC)
спасибо! замечательный, показательный опыт
Typecheckermashaaaa on September 30th, 2013 09:49 am (UTC)
Жалко, что тут нет доказательства, что аналогия между игрой и жизнью корректна. Автору, видимо, достаточно того, что лабораторные мыши участники игры используют полученный опыт, чтобы поговорить своем жизненном опыте, но понятно, что схожие ощущения могут вызываться как схожими стимулами, так и различными.
we must love one another or dieisya on October 1st, 2013 03:45 pm (UTC)
а какую ты аналогию имеешь в виду?

это же не соответствует никакой конкретной ситуации. важен общий тип явлений, которые возникают.

ситуации реальной жизни все равно придется анализировать "заново". игра всего лишь дает некоторое живое наполнение теоретическим знаниям об инструментарии такого анализа. примерно как задачка на применение закона в физике - конечно, одна задачка не дает понимания закона.
М.pocahontasm on October 2nd, 2013 09:24 am (UTC)
Какая прелесть!
Сразу устыдилась своему поведению. Мне дали очень важный том с документацией. Подходит сотрудник посмотреть нужную ему информацию из этого тома. Пока он его просматривал, стоя возле моего стола, несколько суетливо, я, развалясь в кресле, читала эту статью. Хм... очень вовремя. Потому что заметила свою снисходительную интонацию в разговоре с ним, ведь у меня линейка! Предложила ему подождать, когда я закончу и дам этот том ему. А ведь могла бы и дальше наслаждаться своим могуществом... Эх...
Васко да Галаvaskodagala on October 2nd, 2013 06:46 pm (UTC)
вот-вот! Считам свои "линейки", благодарим небо - и делимся!
Васко да Галаvaskodagala on October 2nd, 2013 06:47 pm (UTC)
Игорь, тебя все поздравляют с возвращением. Где ты был? Давно мы не общались
Линксlynx9 on October 27th, 2013 11:10 am (UTC)
Очень забавно. Что, в самом деле, при получении задания, которое нельзя исполнить без помощи линейки, люди не желают признавать, что выиграли потому, что она у них была, а у других не было?
Или что-то недоговорено?

PS: кстати, напрашивающийся вариант - это попросить у соседей линейку и сделать за пять секунд ее копию, разметив лист выданой бумаги.


Edited at 2013-10-27 11:12 am (UTC)
we must love one another or dieisya on October 27th, 2013 01:13 pm (UTC)
задание на время, и соседи с линейкой не дураки, чтобы отдавать свою - в том числе на копии - раньше времени.

ничего не недоговорено, люди в принципе часто себя так ведут.
Линксlynx9 on October 27th, 2013 01:45 pm (UTC)
В важных вещах. А тут в каком-то экперименте...
kryakwa: Duckorsairkryakwa on February 26th, 2014 08:10 pm (UTC)
+1 Сделать засечки на краю листа 5/7/12 см, отдать соседям, более не отвлекаться на просящих линейку... И честно, и время экономит.
Ursa Magnashean on November 2nd, 2013 03:03 pm (UTC)
класс!!!
petroffskypetroffsky on November 3rd, 2013 03:49 pm (UTC)
"Ликвидировать неравенство" нужно только неудачникам и лохам.

Сам факт неравенства крайне полезен, ибо позволяет выстроить общество в иерархию, где каждый может занять гораздо более эффективную позицию, чем в случае уравнивания ролей. Важно лишь, чтобы границы неравных слоёв общества проходили правильно (например, по уровню развития, полу или общему уровню ответственности).

В реальном мире помянутая игра завершилась бы куда как более разумно: остальные команды или изобрели бы свои линейки, или силой отобрали бы линейку у первой группы - и в обоих случаях тем самым доказали бы своё первенство перед ними, а если бы не смогли, то там им и место.
adalbert5adalbert5 on November 4th, 2013 09:28 am (UTC)
Закон для усех гобленов
Если Ельфы тебя паймали, значит ты сам червяк балотный и мы тебе памагать не будем)